Удалёнка: найти и не сдаваться

Сегодня рынок онлайн-обучения предлагает огромное количество курсов. Мысль — за несколько месяцев освоить цифровую профессию и начать работать удалённо — привлекает многих. Однако не все, кто решаются изменить жизнь на 180 градусов, понимают, как не наступить «на грабли», проходя собеседования и адаптируясь к дистанционному формату работы. Делимся не инструкцией, но советами — как найти и сохранить себя и эффективность на удалёнке.

Кто-то находит и баланс, и успокоение в возможности работать из дома, а кто-то ощущает себя одиноким, демотивированным и вечно раздражённым. Но без практики довольно сложно понять, какой формат и график работы подходит именно вам, поэтому, если есть желание, стоит рискнуть и потестировать удалёнку хотя бы в пилотном режиме.

Как пройти собеседование на удалённую позицию

Для начала стоит честно ответить на вопросы: чего вы ждёте от новой работы и от компании, куда отправляете резюме. Денег, профессионального опыта, адекватного руководства и общения в классной команде или же динамичного роста и драйвовых задач? Здесь не может быть неправильных ответов, если они действительно ваши, а не те, что навязаны социумом или работодателем. Лучше выписать все ответы и посмотреть, насколько они противоречат друг другу или же дополняют. Например, вряд ли амбициозный карьерный рост будет хорошо сочетаться с полусемейной спокойной корпоративной культурой.

Второй блок вопросов связан с тем, чего вы не готовы делать и терпеть ни при каких обстоятельствах. Для кого-то неприемлемы сообщения от руководителя, отправленные в ночи, или работа по выходным, а кому-то вряд ли понравится тратить 40% рабочего времени на выполнение рутинных задач. На этом этапе также важно себе честно признаться — идеальных компаний не бывает, есть лишь те, где вам будет хорошо или плохо. Иначе говоря — насколько те «неидеальности», что есть в компании, совместимы с вами.

Совет

Расставьте собственные точки опоры — чего бы хотелось, и «буйки», за которые никто не должен заплывать. В зависимости от этого задавайте вопросы на собеседовании и следите за реакцией рекрутера.

«Заготовку» лучше сделать заранее и не упускать возможности задать вопросы в конце собеседования или по ходу встречи. Многие соискатели ограничиваются темами о зарплате и социальных льготах, однако это явное упущение. Рекрутеры всегда обращают внимание на то, что интересует кандидата. Вопросы могут быть самыми простыми — например, какой он, идеальный кандидат на эту позицию, или чего ждёт компания от сотрудника в первые три месяца работы.

Есть варианты и посложнее: скажем, попросить нанимающего менеджера рассказать о каком-нибудь вопиющем случае неподобающего поведения на удалёнке со стороны сотрудника. С одной стороны, по реакции эйчара можно многое сказать о стиле управления, корпоративной культуре компании, с другой — картина мира потенциального сотрудника, набор его ценностей и компетенций видны из тех вопросов, которые он задаёт, а не из тех ответов, которые он даёт. Так что синхронизируйте правила игры.

О формате и режиме лучше спросить ещё на старте общения с рекрутером. Компания может работать в гибридном формате, но есть роли, особенно на старте карьеры, где полная удалёнка нежелательна или вовсе не допустима.

Есть и другие формальные, но важные вещи, о которых лучше узнать заранее. И не нужно бояться выяснять все нюансы на берегу — от выбора места работа во многом зависит ваше финансовое положение, эмоциональное состояние.

Что необходимо уточнить у рекрутера
  • как документально отражаются формат и режим работы;
  • есть ли дополнительный контроль со стороны руководства за рабочим временем;
  • нужно ли бывать в офисе и делать ли это в соответствии с определённым графиком или же по желанию, как и с кем согласовывать эти моменты;
  • необходимо ли предупреждать команду о перерывах на обед;
  • какие есть инструменты постановки и отслеживания задач;
  • какие каналы коммуникации используются в компании и многое другое.

Чем больше деталей удастся прояснить на берегу, тем яснее будет картина уровня развития процессов в компании.

Нанимающие менеджеры, которые каждый день собеседуют десятки кандидатов на удалённые позиции, рекомендуют предварительно изучить всю информацию о компании в социальных сетях, на сайте, в публикациях СМИ, чтобы понять её принципы работы, ценности. На собеседовании стоит делать акцент, какую пользу вы сможете принести команде, компании на этом месте. В дистанционной работе очень важны самоорганизованность и ориентация на результат, эти скилы и нужно продемонстрировать.

Устроиться на удалённую позицию для многих оказывается не так сложно, как адаптироваться к новым формату, команде, правилам. Особенно если изменить пришлось всё, включая профессию, рабочий режим и отрасль компании.

Как адаптироваться

Адаптация является одним из самых стрессовых моментов в жизни любого человека, даже если у него за плечами 20 лет профессионального опыта и высшие должности. Это настоящий челлендж, к прохождению которого тоже важно готовиться и продумывать стратегию заранее.

Онбординг — вхождение в компанию, команду, должность, как показывает практика, гораздо мягче проходит в очном формате, даже если в дальнейшем предполагается полная удалёнка. Так что можно договориться с руководителем о том, чтобы первые несколько месяцев хотя бы изредка посещать офис и проводить время с коллегами.

Хорошо, если в компании есть практика «приставлять» к новичку наставника или buddy — человека, к которому всегда можно обратиться с любым вопросом, касающимся работы и жизни компании. В идеале это должен быть человек из команды, который в курсе всех процессов, проектов и знает людей, нюансы коммуникации. Если такого наставника нет, ничто не мешает заручиться поддержкой коллег и проявить инициативу — назначить встречу-знакомство, где можно рассказать о себе, уточнить, к кому, с какими вопросами, в какие каналы коммуникации и в какое время лучше «стучаться».

Многие компании разрабатывают свои правила общения на удалёнке, и было бы хорошо заранее узнать формат, каналы и частоту коммуникации, что допустимо, а что — нет. Опять же, помним, что кого-то могут раздражать сообщения, отправленные в нерабочие часы, или голосовые. Чем больше нюансов удастся выяснить заранее, тем эффективнее и приятнее будет общение с новыми коллегами.

Если хочется работать удалённо, но в компании такой возможности нет

Если вы хотите работать удалённо, но со стороны компании есть барьеры, первое, что нужно сделать, — выяснить, что реально пугает руководителя или команду. Без разговора на равных с профессиональной позиции не обойтись. Страхи могут быть разными, как обоснованными, так и нет.

Начальник может опасаться потери контроля и авторитета в ваших глазах или в глазах коллег. Или у него мог быть негативный опыт взаимодействия с удалённым сотрудником — и теперь он переносит его на вас. А возможно, ему очень важно поддерживать атмосферу единства и командности в офисе. Догадок может быть много, но только открытый разговор поможет пролить свет на ситуацию. В таком случае можно использовать такие конструкции, как: «Мне кажется», «У меня создаётся ощущение», «Я чувствую» и так далее, чтобы высказать свою гипотезу. А потом можно попросить человека либо подтвердить её, либо опровергнуть, и рассказать о своём видении.

Далее — важно предложить конкретное решение. Например, установить так называемый пилотный срок, например месяц или три, за который вы сможете работать удалённо, а ваш руководитель — оценить эффективность и подтвердить либо забыть все свои опасения.

Бывает и так, что препятствием на пути к желанной удалёнке может быть команда. Например, коллеги предпочитают работать из офиса и для них дистанционный формат работы неприемлем. В таком случае придётся найти доводы и подходы к самым ярым противникам и выбрать удобные для всех форматы проведения совещаний, обмена информацией. Чудеса дипломатии заключаются в том, чтобы удовлетворить интересы всех сторон, а не отстаивать свою точку зрения до последнего. Нужно признать, что есть определённая оторванность от команды, если речь идёт о работе на удалёнке.

История одного сотрудника

Участники команды принимают важное решение по проекту, случайно собравшись на перерыве на кухне, и забывают поставить в известность удалённого коллегу. Он в итоге тратит рабочий день, чтобы придумать и сформулировать разные варианты решений, отправляет результат, а в ответ получает: «Спасибо, но мы уже определились». Кто прав, кто виноват — определить трудно, однако нужно быть готовым и к таким проблемным ситуациям и по возможности их предотвращать, разрабатывая планы А и Б и обсуждая их с командой. Что особенно важно — условия работы должен принимать каждый участник, а иначе всё превратится в перетягивание одеяла.

Важный момент — это связь с командой. Лучше заранее предупреждать коллег, на какое время вы отлучаетесь, даже если предстоит 10-минутная прогулка с собакой. И в целом лучше придерживаться определённого графика, чтобы все понимали, когда вы начинаете работать и когда заканчиваете. Форс-мажоры не в счёт.

Как сохранять продуктивность

1. Сформировать свой режим работы и отдыха

Когда мы находимся в офисе, там уже есть сформированная рабочая среда — так или иначе регламентировано время прихода и ухода, перерывы на обед и кофе-паузы. Такую среду можно воссоздать и в домашних условиях. Причём не обязательно, чтобы каждый день был похож на предыдущий. Во вторник у вас может быть с утра тренировка, а в среду — общее онлайн-собрание с коллегами. Лучше составить недельный режим и придерживаться его. И, конечно, поставить в известность команду.

2. Создать рабочее пространство

Как ни крути, это должно быть выделенное рабочее место со столом и удобным стулом, хотя у каждого свои предпочтения.

3. Найти свои наиболее продуктивные часы

Все люди разные, кто-то решает 101 дело утром, а кто-то раскачивается только к вечеру и успевает завершить всё намеченное к полуночи. В этом нет ничего страшного, главное — определить то самое время, когда проблемы превращаются в решения.

4. Создать рабочие ритуалы

Лучше всего задействовать в этом процессе все органы чувств. Например, запахи: это может быть горячий кофе, благовония, цитрусовые натуральные ароматизаторы — ароматы помогут настроиться на рабочий лад. Или тактильность: найти подходящую одежду для работы из дома, в которой будет удобно и при этом не стыдно предстать перед коллегами в любой момент. Другой вариант — выбрать какую-то приятную на ощупь вещь, способную вернуть рабочее настроение.

5. Менять места работы, если всё приелось

Работать, как оказалось, можно не только из дома, коворкинга, кафе, парка, отеля, но и даже из домика в деревне. Стабильный интернет и комфортное место — всё, что нужно.

6. Искать то, что вас питает внутренне

И это универсальная рекомендация вне зависимости от того, какой формат работы вы предпочитаете.

Работа — это не единственная, но очень важная часть нашей жизни. И если мы тратим огромное количество энергии, её важно восполнять и вовремя переключаться. Для одних — это поход на выставку или в кино, поездка на рыбалку или езда на лошадях, рисование, поход на йогу или в зал. Кому-то нравится общение с детьми, кого-то бодрят настольные игры с друзьями детства, а кто-то фанатеет от игр. И это здорово! Но самая классная опция, которая у нас есть сегодня — попробовать что-то новое.

Хочу читать другие рекомендации

Еще больше материалов на тему поиска работы или развития карьеры ищите в нашем разделе "Статьи"

Перевод иностранных слов, используемых в тексте: buddy - приятель, товарищ.

;