Разрешите себе карьеру — как эйчару зарабатывать больше в новых условиях
13 минут полезного чтения
Самый главный вопрос — зачем?
Карьера — это марафон, и на протяжении всей дистанции, на каждом этапе вы должны чётко представлять, зачем вы совершаете те или иные действия.
► ШАГ 1: ответить на главный вопрос — зачем вы хотите построить карьеру, что-то изменить, перейти на другое место работы?
Вариантов ответов много — нужно построить карьеру для:
- личностного роста и самореализации;
- более высокого дохода;
- профессионального развития и повышения стоимости на рынке как специалиста;
- возможности сделать больше, быть полезным;
- признания коллег, руководства, профессионального сообщества.
Куда идём?
► ШАГ 2: определиться с конкретной сферой, в которой вы хотите работать, ведь HR многогранен.
► ШАГ 3: выяснить, что вам мешает построить карьеру и какие страхи останавливают вас.
6 типичных проблем эйчара при построении карьеры:
- Не знаете, куда двигаться в своей сфере.
- Вы застряли на одном месте, и всё как будто хорошо — устраивает компания, дружный коллектив, зарплата и соцпакет, но нет развития по разным причинам. Отсюда дилемма — уйти или остаться.
- Сомневаетесь, нужно ли вам дальнейшее развитие или вы покорили уже все вершины, либо вообще не хотите к ним стремиться, считая, что это рискованно.
- Хотите делать интересные проекты, но в компании нет для этого возможностей, желания руководства, бюджета.
- Вы погрязли в рутине и нуждаетесь в мощном импульсе извне и инсайтах.
- У вас есть желание перемен, но вам недостаточно компетенций, практических инструментов для построения карьеры.
Страхи эйчара, которые мешают успеху:
Выход из зоны комфорта — останавливает кажущаяся стабильность работы, недостаточно опыта для карьерного роста, страшит, что вас не поймут коллеги («выскочек никто не любит»).
Страх ошибки — специалист боится не справиться с задачами на новом месте и с позором уйти или опасается слишком высоких нагрузок и больших объёмов работы, что придётся «жить в офисе».
Синдром отложенной жизни — вы остерегаетесь любых изменений, будь то переход на новую работу, развитие карьеры, получение образования, релокация. Все эти шаги вы откладываете на потом.
Знаний не хватает, но учиться долго и дорого — вы уверены, что для карьерного роста вам не хватает компетенций, но на учёбу у вас нет времени, да и семейный бюджет не позволяет. К тому же недостающую информацию можно почерпнуть в Интернете.
► ШАГ 4: определиться, каких знаний, компетенций, опыта вам не хватает для развития в карьере, профессионального роста.
4К (критическое мышление, коммуникации, кооперации и креативность) — это универсальные компетенции в новой реальности, необходимые любому специалисту, а не только эйчарам. Мы должны уметь взаимодействовать с другими людьми, грамотно доносить свои мысли, критически смотреть на всё вокруг, в том числе на бизнес-процессы в компании, быть креативными в создании новых продуктов и в разработке проектов. Кризис — катализатор всех процессов, поэтому нам пригодится решительность.
Также нужно разбираться в новых цифровых решениях. Цифровые навыки входят в список требований к эйчару сегодня.
Какие специалисты наиболее востребованы в наши дни в HR?
T-shaped-специалисты — это люди с сильной экспертизой, хорошо развитыми навыками в одной сфере (вертикаль в «Т») и способностями, знаниями в областях, которые не относятся к основной сфере, но полезны в более широком контексте (горизонталь в «Т»).
В каком направлении идти?
► ШАГ 5: выбрать, какой тип карьеры и какой формат работы вам сейчас больше всего подойдёт.
На этом этапе нужно решить — либо вы поднимаетесь по карьерной лестнице в той компании, где работаете, либо вы меняете траекторию, если устали трудиться на одном месте, вам не дают развиваться или у работодателя нет таких возможностей.
Что делать?
Вариант № 1: Успешная карьера в найме — повышение на нынешнем месте работы, переход на другую должность, в другой отдел и т. д.; либо смена компании для карьерного развития.
Вариант № 2: Параллельная карьера. Работа в компании + частная практика (HR-консалтинг, тренинги, проектная работа с малым и средним бизнесом).
Вариант № 3: Свободное плавание — предприниматель, консультант, рекрутер-фрилансер, HR-эксперт.
HR-специалистам и руководителям, кто склоняется к карьере независимого эксперта, но сомневается, подойдёт ли такой формат работы, Андрей Хохловский советует ответить на 3 важных вопроса:
- Хочется ли вам вырасти в доходе, так как существующий заработок не устраивает?
- Чувствуете ли вы, что упёрлись в потолок на вашем месте работы, а горизонтально расти не хватает сил?
- Думали ли вы когда-нибудь попробовать совмещать наём и онлайн в сфере HR либо полностью перейти на фриланс?
Трансформация в независимого HR-эксперта
Многим кажется, что уход в свободное плавание — это очень ответственный шаг, который предполагает повышенные риски и подходит только сильным, смелым и успешным, да ещё и потребует вложений на регистрацию фирмы, аренду офиса, рекламу и т. д. Поэтому, когда эйчары размышляют, стоит ли сменить работу в крупной компании на статус независимого эксперта, даже опытных специалистов посещают разные страхи. Вместе с экспертами мы проанализируем эти страхи, развеем мифы и поможем выстроить безопасную карьерную траекторию в новом формате работы для HR.
5 страхов, мешающих перейти на фриланс:
- Фриланс не даёт стабильности. Если сейчас всё получается, где гарантии, что через 3 месяца успех не закончится?
- У вас нет достаточного опыта.
- Вы не сможете найти клиентов.
- Вам кажется, что на фрилансе не заработаете столько денег, сколько на топовых позициях в найме.
- Зарабатывать независимым HR-консультантом можно, если вести соцсети, развивать личный бренд, активно искать клиентов. Всё это для вас сложно, и, возможно, у вас были неудачные попытки личного продвижения.
Первые шаги для перехода в режим независимого специалиста
- Карьерное сопровождение - индивидуальное консультирование кандидатов.
- Подбор резюме - поиск кандидатов по конкретным критериям, в том числе на массовые позиции. Услуга востребованная, подходит для старта, не требует большого опыта.
- HR-копирайтинг - тексты для HR-порталов, различных интернет-проектов.
- Закрытие вакансий-близнецов - подбор кандидатов сразу на несколько однотипных вакансий для разных компаний.
- Подбор команд - услуга очень востребованная, так как на рынке предельно мало экспертов, которые могут сформировать команду специалистов разных направлений для запуска продукта или проекта.
- Внедрение автоворонок найма в компанию - в качестве независимого консультанта автоматизируете подбор под какие-то вакансии, ускоряя их закрытие.
- Консультирование по построению системы подбора в компании - разработка, внедрение и автоматизация системы подбора и адаптации сотрудников.
- Знакомства на живых и онлайн-мероприятиях — выбираете сферу, выделяете проблемные вакансии, которые сложно закрыть, на мероприятии знакомитесь с представителями компаний и рассказываете, как вы можете им помочь.
- Размещение объявления с бесплатной консультацией в соцсетях и профессиональных чатах в качестве рекламы ваших услуг.
- Рекомендации, сарафанное радио и база контактов. Самое простое — сообщить всем адресатам из вашей записной книжки, что вы решили стать независимым консультантом, и предложить свои услуги.
- Размещение резюме по удалённому HR на джоб-сайтах. Опубликуйте несколько резюме по разным направлениям — на начальном этапе можно взять подработку.
С помощью поэтапной трансформации вы сможете переключить мышление с корпоративной работы на самостоятельную деятельность. Стартовый этап занимает от 1 до 3 месяцев. Этого, по мнению экспертов, достаточно, чтобы проверить, подходит ли вам новый формат работы, и поверить в себя как независимого специалиста.
Чтобы продавать свои услуги по высокой цене, нужно развивать личный бренд. Расскажите вашим знакомым, коллегам, чем вы занимаетесь, о вас узнают, с вами будут работать, вам будут доверять. Станьте лидером мнений в HR-сообществе, пусть даже небольшом. Всё это приведёт к росту вашего дохода.
- Упаковка бренда — кто вы, чем занимаетесь, для какой аудитории подходят ваши услуги.
- Стратегия — как вы будете работать и где будете брать клиентов.
- Продвижение — регулярные действия в каналах, которые помогут собрать клиентов.
Перевод слов используемых в тексте:
HRD - HR-директор
T-shaped - Т-образный